UA
RU

UA
RU

Обратный звонок
Обратный звонок

Что такое VIN – код автомобиля

Идентификационный номер транспортного средства (Vehicle identification number, VIN) — уникальный код транспортного средства, состоящий из 17 знаков. В коде представлены сведения о производителе, характеристиках автомобиля, а также о годе выпуска.

Международной организацией стандартизации (ISO) был введен с 1976 года международный стандарт идентификационных обозначений автомобиля - ISO 3779, согласно которому определяется идентификационный номер ТС. Идентификационный номер индивидуален для каждого автомобиля. Он наносится на неразъёмных частях кузова или шасси (рамы) и на особо изготовленных номерных табличках (шильдиках, сервисных наклейках).

Принятие данного стандарта позволило создать простой и надежный способ классификации машин и их защиты от кражи. Комбинация цифр и букв VIN-кода защищена от перебивки номеров путем применения алгоритма вычисления контрольного числа, которого придерживаются абсолютное большинство производителей автомобилей.

Для обозначения VIN-кода разрешены следующие символы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F G H J K L M N P R S T U V W X Y Z. Буквенные символы I, O, Q запрещены в виду схожести с цифрами 0 и 1.

Где находится номер кузова (ВИН – код) автомобиля

У всех современных автомобилей VIN номер расположен под лобовым стеклом за приборной панелью и виден через специальное окошко. Кроме того он дублируется в других местах на номерных панелях:

  • На стикере в проеме водительской двери;
  • На стойке кузова;
  • Под обшивкой пола возле порога;
  • На лонжеронах;
  • Под капотом;
  • На перегородке между двигателем и салоном;
  • На двигателе;
  • На чашке кузова;
Где расположен VIN-код автомобиля

Стандарт не ограничивает места для установки VIN – бренды самостоятельно решают, каким способом выбивать символы и куда крепить идентификатор.

Строение VIN

Строение VIN (идентификационного номера) имеет следующую структуру: WMI, VDS, VIS

ВИН состоит из 17 символов и делится на три условные части:

Расшифровка VIN-кода в США
Расшифровка VIN-кода в Германии

WMI (World Manufacturers Identifier)

WMI (World Manufacturers Identifier) - первые три знака, международный идентификационный код производителя, обозначающий страну и изготовителя с целью его идентификации.

WMI обычно состоит из трех знаков, определяемых организациями, не являющимися изготовителями: первый означает географическую зону, второй – страну в этой зоне, третий – определенного изготовителя. Каждому автопроизводителю в соответствии с положениями ISO 3779 присваивается один или несколько кодов WMI. Комбинация первого и второго символов позволяет определить страну. Третий символ – это буква или цифра, присвоенная национальной организацией определенному производителю. Если производитель производит менее 500 ДТС в год, то третьим символом VIN-кода является цифра 9, а производитель ДТС определяется последующими тремя символами.

Автопроизводитель получает WMI от уполномоченного международного агентства (на сегодняшний день это - Ассоциация автомобильных инженеров) и не имеет права его изменять.

VDS (Vehicle Description Section)

VDS (Vehicle Description Section) - с четвертого по девятый знаки, информация, описывающая общие характеристики автомобиля.

VDS включает шесть символов - с 4 по 9 и описывает тип транспортного средства и некоторые другие технические данные. Обозначения, входящие в VDS, применяются заводом-изготовителем в соответствии с нормативными документами государства или региона по месту его расположения.

Сами знаки, последовательность их расположения и содержание определяет изготовитель. Неиспользованные позиции изготовитель имеет право заполнить избранными по своему усмотрению знаками.

Первые пять символов VDS с 4 по 8 позиции VIN-кода чаще всего применяют для обозначения типа транспортного средства и могут включать обозначения базовой модели (платформы), версии, модификации, типа двигателя, трансмиссии, средств безопасности, типа кузова и т.д.

Последний шестой символ VDS на 9-й позиции VIN-кода – контрольный знак (контрольная цифра) завода-производителя, предназначенный для защиты от «перебивания» VIN-кода, например, в случае угона транспортного средства или для других целей производителя.

VIS (Vehicle Indicator Section)

VIS (Vehicle Indicator Section) - с десятого по семнадцатый знаки, опознавательная часть, идентифицирующая конкретный экземпляр автомобиля.

VIS вместе с VDS обеспечивает однозначную идентификацию всех автомобилей, выпущенных изготовителем за последние 30 лет. Если изготовитель желает включить в состав VIS обозначение модельного года или сборочного завода, рекомендуется обозначать модельный год на десятой позиции, а сборочный завод – на одиннадцатой. Большинство европейских и азиатских заводов-производителей указывают код года изготовления или модельного года транспортного средства на первой позиции, код завода – на второй.

Позиции с двенадцатой по семнадцатую отведены для производственного (порядкового) номера транспортного средства, причем знаки с четырнадцатого по семнадцатый включительно должны обозначаться цифрами. Если производственный номер состоит из шести знаков и меньше, свободные поля занимают нулями.

Алгоритм проверки VIN-номера (номер кузова) на аутентичность по контрольному числу

Девятая позиция ВИН кода всегда выражена числом от 0 до 9 или буквой Х, которая соответствует числу 10. Эта «ячейка» отводится для проверки корректности VIN. Значение данной позиции можно получить путем арифметических манипуляций над остальными 16-ю знаками. Как именно?

1. Каждой букве VIN-номера, в соответствии со следующими данными, присваиваем числовое значение.

Цифровые значения символов VIN-кода

2. У каждой позиции VIN-номера существует собственный постоянный коэффициент, который отображен в таблице.
На примере VIN-кода 1VWBP7A37DC141431 заполняем графы:

Цифровые эквивалент VIN-кода

3. Суммируем произведения каждого «цифрового эквивалента» VIN на его "коэффициент":
1*8 + 5*7 + 6*6 + 2*5 + 7*4 + 7*3 + 1*2 + 3*10 + 4*9 + 3*8 + 1*7 + 4*6 + 1*5 + 4*4 + 3*3 + 1*2 = 293

4. Вычисляем ближайшее наименьшее целое число, кратное 11, и умножаем его на 11:
293/11 = 26.636
26 * 11 = 286

5. Разница между результатами чисел 3 и 4 пунктов – это число, которое вписывается 9 знаком в VIN:
9 знак = 293 – 286 = 7

Если остаток равен 10, то на девятой позиции располагается буква Х. Если машина угнана и VIN-номер был перебит, то контрольная цифра не должна соответствовать действительности. Так как угонщики обычно меняют только некоторые знаки, подменяя их «похожими», проверка обычно приносит верные результаты. Даже зная этот алгоритм угонщики не могут перебить номер так, чтобы подогнать его под контрольное число не оставив при этом следов, так как изменением одной только цифры тут дело не обходится.

Чем отличается год производства от модельного года авто

Год изготовления - календарный год, в котором изготовлен автомобиль. Модельный год выпуска – условный год, указываемый производителем (как правило, следующий за фактическим годом выпуска ТС).

Определение года изготовления ТС производится на основе данных его производителя, содержащихся в идентификационном номере ТС.

В случае определения года изготовления ТС необходимо учитывать то, что по международному стандарту ISO 3779 производители ТС указывают в идентификационном номере либо календарный, либо модельный год изготовления ТС, то есть следующий модельный год начинается после 1 июля текущего календарного года.

Стандартом ISO-3779 для кодирования модельных годов изготовления ТС рекомендовано использовать 10-й символ в 17-значном идентификационном номере и символы, представленные в таблице.

Модельные года VIN-кода

Календарный и модельный годы изготовления могут также определяться по опознавательной части идентификационного номера (последние 8 знаков).

Большинство производителей ТС отмечают год изготовления 10-м символом в 17-значном идентификационном номере. Вместе с тем существуют производители ТС, указывающие на год изготовления знаком, расположенным в другом месте идентификационного номера ТС. Некоторые изготовители формируют идентификационный номер ТС, в котором год изготовления вообще не указывается.

За год изготовления ТС принимается календарная дата его изготовления (день, месяц, год).

Если в идентификационном номере нового ТС не содержится полная информация о календарной дате его изготовления, то такой датой считается дата изготовления, указанная в технических документах производителя ТС.

Если находящуюся в пользовании календарную дату изготовления ТС определить по его идентификационному номеру невозможно, то за основу принимается год изготовления, определенный по его идентификационному номеру, с учетом календарной даты первой регистрации ТС.

Датой первой регистрации ТС, который находился в пользовании, является дата, указанная в специальной графе технического паспорта (свидетельства регистрации), например, паспорта немецкого образца, или дата выдачи технического паспорта (свидетельства регистрации).

В случае отсутствия сведений о дате первой регистрации, когда модельный или календарный год изготовления ТС, указанный в идентификационном номере, совпадает с годом начала его эксплуатации, датой изготовления считать 1 января года, указанного в идентификационном номере ТС.

Если установленный по идентификационному номеру модельный год изготовления не совпадает с годом начала эксплуатации ТС, указанным в регистрационном документе и превышающим его, датой изготовления считать 1 июля указанного в регистрационных документах года.

Если установленный по идентификационному номеру календарный или модельный год изготовления не совпадает с годом начала эксплуатации ТС, который указан в регистрационном документе и меньше его, датой изготовления считать 1 января календарного года, указанного в идентификационном номере.

Если невозможно определить год изготовления ТС по идентификационному номеру, тогда годом изготовления нужно считать год, числящийся в регистрационных и технических документах на ТС.

При этом при отсутствии в регистрационных и технических документах на ТС календарной даты изготовления ТС такой датой считать 1 января года, указанного в регистрационных и технических документах на ТС.

Датой начала пользования ТС, бывших в пользовании и ввезённых на таможенную территорию Украины, считается дата первой регистрации ТС, определенная в регистрационных документах, выданных уполномоченными государственными органами, которые дают право эксплуатировать эти ТС на постоянной основе. В случае отсутствия регистрационных документов первой регистрации ТС датой начала использования считать первый день первого месяца года, указанного в идентификационном номере ТС, а при отсутствии в идентификационном номере года изготовления - 1 января года изготовления, указанного в регистрационных документах.

При наличии обоснованных сомнений в определении года изготовления ТС достоверность устанавливается экспертом, имеющим свидетельство о праве проведения экспертных исследований по соответствующей экспертной специальности и внесен в Реестр аттестованных судебных экспертов государственных и предпринимательских структур и граждан Министерства юстиции Украины.

Автор: Максим Тодорук 12 января 2022, 22:32

E-mailmanager@cargoline.com.ua