Стоит ли ожидать смягчения таможенных правил при ввозе авто в новом 2021 году?
Еще свежи в памяти акции протестов под Кабинетом Министров Украины, когда сотни водителей на автомобилях с иностранной регистрацией перекрыли проезд по улице Грушевского. Их требования были понятны каждому: пересмотреть правила ввоза и растаможки авто в Украину.
Эти усилия не прошли даром. В Верховную Раду в конце концов был внесен ряд законопроектов, призванных привести законодательную базу Украины к европейскому уровню, а также пересмотреть вопросы налогообложения ввозимого из-за рубежа автомобильного транспорта.
Дело в том, что акцизные платежи, которые в обязательном порядке взимаются при ввозе авто в Украину, отсутствуют в Европейском Союзе, с которым Украина подписала Соглашение об ассоциации. Согласно Статьи 1 Директивы Совета ЕС №2008/118/ЕС к подакцизным товарам относятся только табачные изделия (manufactured tobacco), алкоголь и алкогольные напитки (alcohol and alcoholic beverages), продукты энергии и электрическая энергия (energy products and electricity).
Одним из таких законопроектов, снимающих указанные проблемы, является законопроект 2342 от 29.10.2019 года. Он как раз и предусматривает упрощение условий ввоза на таможенную территорию Украины транспортных средств и приведение налогообложения к общепринятому режиму акцизных сборов Европейского Союза. Так, предлагается исключить из перечня подакцизных товаров легковые автомобили, кузова к ним, прицепы и полуприцепы, мотоциклы, транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 и более человек, транспортные средства для перевозки грузов.
Однако указанные изменения планируется проводить в два этапа. Сначала предусмотрено:
- Устранить огромный дисбаланс в процедурах расчета ставок акцизного налога в зависимости от года выпуска транспортного средства и применения соответствующих коэффициентов.
Затем планируется:
- Приведение перечня подакцизных товаров в соответствие с европейскими нормами, т.е. исключение транспортных средств из этого списка;
- Усовершенствование вопросов ввоза на таможенную территорию Украины и первичной государственной регистрации транспортных средств старше 30 лет, а также являющихся предметами коллекционирования или антиквариата.
К сожалению, учитывая огромную «дыру» в государственном бюджете, не стоит ожидать исключения акцизного сбора на транспортные средства в ближайшее время. Однако сроки, заложенные в Соглашении про ассоциацию, дают надежду, что это все-таки произойдет в 2022 году.
Какой акциз предлагается на первом этапе действия нового закона?
Законопроект 2342 предлагает временно, на 180 дней со дня вступления закона в силу, внести такие изменения в Налоговый кодекс Украины:
- применять для расчета ставок акцизного сбора на транспортные средства, легковые автомобили и другие моторные транспортные средства формулу, в которой исключен возрастной коэффициент.
Ставка = Ставка базовая × К двигателя
В настоящее время расчеты производятся по формуле, которая заложена в наш калькулятор растаможки:
Ставка = Ставка базовая × К двигателя × К возраст
Базовая ставка – этосумма налога в евро за одну единицу транспортного средства. В зависимости от объема двигателя и вида топлива (бензин-дизель) она составляет от 50 до 150 евро.
К двигателя – представляет собой коэффициент, что определяется делением суммарного объема цилиндров двигателя внутреннего сгорания соответствующего транспортного средства в кубических сантиметрах на 1000 кубических сантиметров.
Следует отметить, что эти нормы предлагается применять только к тем транспортным средствам, что были завезены на таможенную территорию Украины до дня вступления в силу этого законопроекта в качестве Закона. Таким образом, он будет распространяться только на «евробляхи». Остальных категорий авто эти новшества не коснутся.
Что же на самом деле ожидает нас в Новом 2021 году пока не известно. Остается только надеяться, что рациональное зерно этого законопроекта рано или поздно прорастет Законом, который устроит всех: и бюджет, и автовладельцев.